7 важных правил для новичков в органическом фермерстве

Елена Дейнеко

Интервью для agroinsider.com.ua

Елена Дейнеко, директор Organic Business School — о принципиальных нюансах органического бизнеса на плодоовощном рынке, которые стоит учесть новичкам

Достичь успеха в органическом бизнесе, не опираясь на опыт и знания профильных специалистов практически невозможно. Заручится их поддержкой — задача не из легких. И дело не в стоимости услуг этих экспертов, а в том, что их очень мало,  единицы в Украине. Фермеры, которые сейчас выращивают продукцию без привлечения агрономов, учились и развивались на собственных ошибках, в течение многих лет.

Ниже — базовые принципы органического бизнеса, которые помогут в нем ориентироваться.

Первое правило — стартовый анализ. Прежде чем тратить первые деньги на что-либо и начинать какую-то конкретную работу, нужно хотя бы полгода-год погружаться в тему. Поездить, получиться на тренингах и семинарах, пообщаться с практиками, посетить фермы, сделать расчеты. Органический бизнес не позволяет действовать по схеме «принял решение — начал сажать». Но, к сожалению, обычно на этом этапе теряется очень много средств, потому что люди начинают сразу что-то делать, не имея знаний, и на каждом шагу теряют деньги.

Второе правило — трезвая оценка ресурсов. Органика — это достаточно специфичный и к тому же высоко рискованный бизнес. Для энтузиаста без денег, без ресурсов, без знаний, без людей, без связей — это не вариант. Органический бизнес требует специальных агротехнологий, подхода, стойкости. И даже особенного мировоззрения. Это специфичный бизнес, просто ради денег его делать не поучится. Чтобы вести органический бизнес нужно гармонично сочетать и бизнес-ценности и ценности органики. Этот бизнес надолго, и нужно трезво оценить свои силы, прежде чем начинать им заниматься. Входная стоимость органического бизнеса от 15 тыс. долларов за один гектар ягоды. Это стоимость проекта, системы орошения и качественных саженцев.

Третье правило — знание агротехнологий. Существует распространенное мнение, что органика растет сама. Ничего подобного. Агробизнес — это создание промышленного урожая. Промышленный урожай выращивается только с помощью специальных знаний. То есть, чтобы быть органическим фермером, нужно быть или специалистом, или нанять специалиста. И это обязательное условие, потому что иначе можно все потерять из-за неправильной подготовки почвы, неправильной посадки, отсутствия или неграмотного использования биопрепаратов, отсутствия техкарты с грамотной технологией выращивания, отсутствия фитомониторинга, из-за болезней и вредителей, что особенно актуально для органики.  Как сказал один наш партнер, совладелец органического ягодника: «Когда я слышу вопрос, нужно ли нанимать агронома консультанта, у меня начинается нервный тик. Да, обязательно нанимайте агроспециалистов!».

Четвертое правило — учитывать человеческие ресурсы будущей фермы. Когда фермер строит бизнес, например, ягодный или овощной, который подразумевает 100% ручной сбор, очень важно учитывать, сколько реально работников может найти и трудоустроить ферма. Чтобы создать ферму 50 гектаров, нужно будет нанять до 60 человек для сбора урожая (количество необходимых сборщиков может доходить до 12 чел. на 1 гектар малины). Не только в Украине, но и в развитых странах мира фермеры жалуются на дефицит трудовых ресурсов. Это мировой тренд. Ты можешь себе позволить столько гектаров, сколько ты можешь нанять людей. Это прямая зависимость.

Пятое правило — долгосрочный подход к бизнесу. Как сказал один владелец магазина органических товаров: «Украинские фермеры хотят через три месяца заработать на Феррари». Создавая органический бизнес, не рассчитывайте отбить свои деньги через два года. Этот проект надолго. Прежде всего, в стратегическом плане, это создание из своей компании надежного производителя, способного качественно производить продукцию с постоянным одинаковым высоким качеством. Это формирование репутации — фермы, у которой захотят покупать. По сути, это построение на земле завода по производству промышленного урожая.

Шестое правило — ориентация на качество. Обеспечение стабильно высокого качества должно быть стратегией любого украинского фермера, не только органического. Чтобы зарабатывать в этом бизнесе, надо или продавать продукцию на экспорт, то есть по экспортной цене, или вложиться в маркетинг и продавать дорого в Украине, создав бренд. И обе эти модели возможны только при условии безупречного качества. Продажи с поля, продажи оптом — это варианты, при которых цена всегда будет ниже.

Сама по себе органика не является залогом ни качества, ни безопасности. Что такое органический сертификат? Это сертификат, который говорит про отслеживаемость, контролируемость этого продукта. Но за то, чтобы обеспечить высокие стандарты на каждом из этапов производства отвечает производитель, а контролируется это только лабораторными анализами. На недавней конференции по органическому ягодничеству  Organic Business и «Органик стандарт» все украинские и иностранные компании-экспортеры говорили об этом – дайте нам качество.

Седьмое правило — добейтесь самой высокой урожайности и минимизации себестоимости. Ну, это как в любом бизнесе — уменьшить расходы, увеличить доходы. Органические продукты не имеют какой-то специальной фантастической наценки. Да, они дороже, чем традиционные, но цены имеют тенденцию, и понижаться из-за насыщения рынка, и колебаться из года в год. В органике максимальной урожайности можно добиться через несколько лет внедрения грамотных агротехнологий. А минимизации себестоимости — благодаря опыту, и построению системного бизнеса и менеджмента.

Интервью для agroinsider.com.ua

Ссылка на материал: https://ru.agroinsider.com.ua/2018/06/07/7-vazhnyx-pravil-dlya-novichkov-v-organicheskom-fermerstve/

 

Напишите нам

Открыты к предложениям. Ответим на вопросы. Окажем помощь.