5 вопросов про бизнес на органических овощах, зелени

Елена Дейнеко

Статья для тех, кто хочет создать прибыльный бизнес на производстве органических овощей, зелени, тепличный органический бизнес, ферму.

Мы в Organic Business School по опыту знаем, что довольно многие хотят создать овощную тепличную органическую или эко- ферму, тепличный комплекс. Подчас желающие не имеют опыта в агро-сфере или фермерстве и испытывают иллюзию, что это легкий и быстрый бизнес. Также преимуществом такого дела традиционно считается то, что для него требуется небольшой земельный банк – до 1 гектара или даже от 20 соток.

Мы хотим рассмотреть в этой статье важные моменты, о которых вы должны задуматься, если планируете создать тепличный комплекс или бизнес на органических овощах или теплицах.

  1. Главный вопрос —  сбыт

Кому вы продадите ваши чуть или существенно более дорогие продукты?  Ведь органическая продукция  должна стоить на 30 или более % дороже, чем обычные продукты  (в разных случаях, мы встречали в магазинах случаи, когда органические овощи, зелень стоили от 100% до 1500% дороже). По нашим данным и опыту фермеров и производителей, именно за органические овощи и зелень украинцы не готовы существенно переплачивать.

Особенно злободневна эта проблема для тех, чье производство далеко от Киева, — главного рынка сбыта органических товаров. Даже в таких регионах, как Львов, Харьков, Днепр, Одесса – объемы продаж сертифицированных органических овощей и зелени не позволят построить  успешный бизнес с большими оборотами, разве что малое семейное предприятие.

По-настоящему большие объемы продаж могут обеспечить розничные сети. Такой сбыт требует маркетинговых вложений, работы с сетями, инвестиции в дополнительные рабочие руки, в упаковывание и упаковку, ТМ и прочее.

    2. На каком ассортименте строить бизнес-план? 

Этот вопрос напрямую связан с бизнес-моделью, вопросом – открытый грунт или теплица, и соответственно с величиной капитальных вложений.

Открытый грунт  — это сезонная или самая низкомаржинальная продукция. Например, «борщевой набор» и т.п. Овощи из так называемого «борщевого набора» в Украине довольно популярны, но на них нельзя поставить большую наценку, они традиционно не могут быть дорогими.

А  помидоры и огурцы на открытом грунте – значит продажи в самый пик сезона, когда овощей море и они стоят минимально, и за них точно не готовы платить существенно больше. Чтобы заработать на органических помидорах и огурцах летом, нужно или продавать миллионерам, или строить переработку, чтобы сбывать готовую продукцию —  консервацию, вяленые и т.п. овощи в другие сезоны, зимой или ранней весной, когда цены будут значительно выше. Для этого бизнеса необходимо инвестировать в рабочую силу, в  ТМ, упаковку, оплачивать сертификацию переработки. Это очень интересный бизнес, но это отдельная история.

То есть за счет овощей и зелени на открытом грунте в органике большой прибыли не достичь. Нужно добавлять тепличный комплекс.

 

 

    3. Настоящие капитальные вложения в тепличный бизнес

По нашим оценкам, есть 2 основных сценария:

  1. Малый семейный бизнес, требующий минимальный банк земли (даже 50 соток подойдут), но и в этом случае потребуется свыше 1 миллиона гривен инвестиций.  Период окупаемости – на 4 году примерно.
  2. Средний фермерский бизнес с тепличным комплексом из нескольких отапливаемых и неотапливаемых теплиц, а также теплицы для рассады, общей площадью более 1 тыс. кв. м. Этот тепличный комплекс требует инвестиций свыше 4 млн. грн. Период окупаемости проекта – примерно 2 года.

Есть также еще 2 сценария: а) производство органических овощей/зелени на экспорт или под перерабатывающие заводы и б) полный цикл, включающий собственную переработку. Но эти сценарии в данный момент мы не рассматриваем, и прецедентов такого успешного бизнеса в Украине пока нет.

    4. Сколько рабочих рук потребуется и какой получится зарплатный фонд

Больше ручного труда и механической обработки – это одна из особенностей любого органического производства – и малых, и крупных ферм.  Именно выращивание  органической продукции требует  больше ручной работы, чем традиционной, «химической». В органике нужно регулярно проводить такие работы, как механическая обработка растений средствами защиты, биопрепаратами и т.п., прополка и борьба с сорняками. Само собой – сбор урожая.

Фасовка и упаковка – это отдельный момент. Если вы будете сбывать продукцию в супермаркеты, вам обязательно потребуется создать упаковочную линию, помещение и упаковывать продукты. Для этой работы потребуется нанять отдельных людей, количество которых зависит от объемов продукции.

В случае маленькой семейной фермы владелец-фермер может нанять 1-2 человек или обойтись без найма со стороны, если в семье достаточно рук. Для более крупного тепличного комплекса, от 1 тыс. кв. м. необходимо нанять в штат не менее 5 человек в штат, и еще более 5, в зависимости от объемов, привлекать к работам эпизодически в дни сбора, фасовки и отправки урожая.

   5. Каких знаний в области органических агротехнологий требует органическая теплица

Про особенности выращивания урожая органическим способом можно долго говорить.  Чтобы достичь высокой урожайности и сберечь продукцию от рисков, необходимо чтобы ферму сопровождал опытный специалист по технологиям выращивания именно органическим способом. И дело даже не в стоимости  услуг этого специалиста,  а в том, что их очень мало, единицы в Украине. Те фермеры, которые сейчас выращивают продукцию без привлечения агрономов,  учились и развивались как специалисты в течение многих лет.

Возьмем к примеру такую трепетную тему, как защита от вредителей и болезней. Это факторы высокого риска в органике в целом, и в теплице в частности, которые могут привести к 100% потери урожая. В органике действует принцип  профилактики, чтобы предотвратить возможную эпидемию, ведь биопрепараты не могут справиться с вредителями на таком этапе. Чтобы эффективно управлять этими технологиями, конечно же нужны знания и опыт. Чтобы урожайность в органической теплице достигала максимума и давала прибыль, нужны  знания и опыт. И вам стоит  трезво оценивать динамику развития своего будущего бизнеса с учетом, что первые 2-3 года вы будете учиться и набираться опыта.

Конечно важных вопросов к этому бизнесу не 5, а 1005, и мы хотим, чтобы вы тщательно проанализировали все аспекты и создали правильный план вашего бизнеса.
Для этого мы приглашаем вас на тренинг 22 сентября в Киеве –  «Овощная, тепличная органическая ферма как бизнес» 

http://organicbusiness.com.ua/business-organic-hothouse-farm/

Какую ценность от тренинга вы получите? Organic Business систематизировал реальный опыт  и цифры практиков-фермеров, поэтому мы дадим вам адекватное представление о прибыльности, алгоритме запуска и развития фермы, рисках, а также в целом об этом бизнесе.

Цифры и понимание экономики этого вида бизнеса вам дадут реалистичные финансовые модели от финансового аналитика Organic Business. Финансовые модели созданы на примере бизнеса фермеров – партнеров Organic Business.

Живое общение с практиками даст вам уникальную информацию.

Регистрация: http://organicbusiness.com.ua/business-organic-hothouse-farm/
или по тел.
+38 097 005-97-45,  +38 050 944-12-42

Напишите нам

Открыты к предложениям. Ответим на вопросы. Окажем помощь.